Андрей Клочков написал
изменено 16 апреля 2012 года, в 12:11
Отделение для умалишенных Тульской Градской больницы в начале XIX века.

По материалам историка –краеведа, протоиерея Георгия Ивановича Панова (1824-1907).  

 

   В начале XIX века при Тульской Градской больнице было открыто отделение для умалишенных. Больные поступали туда по направлению Губернского правления или нижних земских судов. Бедные лечились бесплатно, а состоятельные   платили по 8 руб. 17 коп. в месяц. ...    

 

В мае 1801 г. в отделение поступил боль­ной Новосильского уезда села Пшева пономарь Николай Иванов, в припадках сумасшествия убивший собственную мать. По указу  1754 г  следовало выяснить,  совершил ли он такое убийство в здравом уме или в сумасшествии для принятия решения о применении смертной казни.  По указу губернского правления было велено всем нижним земским судам губернии отсылать сумасшедших в отделение для умалишенных для подобных освидетельствований.

 

   "Более других и скорее всех воспользовался этим распоряжением Нижний земский Новосильский суд, который  то и дело присылал в приказ умалишённых, но, по-видимому, без надлежащего разбора".

 

   В январе 1802 г. под караулом в сей приказ села Скородного казака B.C. Петелина, который «по временам  будто бы делался сумасшедшим.  … в зимнее время скидал с себя рубашку и нагой бегал ночью по селе­нию, производил крик от безумия и убил собственную свою лошадь обухом до смерти … и редко приходил в здравый смысл, но чтобы он во временном повреждении ума не сделал жите­лям какого-либо вреда или закону противного поступка, оный суд и препроводил его в приказ для излечения в больнице». Пе­телин  считал себя здоровым, да и врач в больнице также не признал его сумасшедшим, посему Пе­телин опять возвращён был в Новосильский земской суд.

 

   В декабре 1801 г Новосильский земской суд прислал для освидетельствования сына казака деревни Бездонной Сергия Фёдорова, которого приняли в больницу на излечение, но … отец его подал в приказ просьбу, в которой прописывал, что «сын его, присланный в больницу под именем сумасшедшего, бывает одержим болезнью, по просторечию названною родимцем, каковая болезнь случалась с ним уже около 30 лет и до заключения его в дом умалишенных ни от кого из селения просьб в присутственные места не было, чтобы он, сын его Сергий, в своем припадке ко­го-либо обидел», и потому приказ по просьбе отца и на его ответст­венность снова возвратил припадочного Сергия в родное его жили­ще.

 

Новосильский земской суд  иногда присылал в приказ настоящих сумасшедших: в .. декабре того же года — крестьянина Н.С. Мартьянова, который в припадках сумасшествия убил свою мачеху, и также подлежал бы смертной казни или жестокому наказанию кнутом и ссылке, но так как оказалось, что он совершил это преступление в сумасшествии, в котором находился постоянно, то, чтобы он ещё не сделал кому-ли-бо вреда, по решению уездного суда, определено заключить его в от­деление умалишённых для лечения. Такой же действительно сумасшедший прислан сюда тем же Новосильским земским судом 28 де­кабря 1801 г. Это был крестьянин села Михайловского М. Осипов, который, однако ж, пробыл в больнице с 5 дней умер.

 

Еще из  Новосильского земского суда  были присланы сумасшедший Корней Максимов, из Губернско­го правления пономарь Николай Иванов и крестьянин Никита Мартинианов.

 

 В июле 1803 г., по определению Тульской консистории в больницу поступил повреждённый в уме священник  села Грецова Тульского уезда Иван Иванов, сын священника Алексинского уезда села Симонова Ивана Михаи­лова. В 1807 г здесь находился священник Епифанского уезда села Богоявлен­ского Феофилакт Авдиев, но лечился  безуспешно. В марте того же года, в больнице лежал умалишённый пономарь села Горелок Ти­мофей Никифоров, а также приписанный в тульское мещанство сумасшедший сын  диакона Николо-Ржавской церкви Ивана Карпова.

 

   Присланный из Новосильского нижнего земского суда в декабре 1801 г. крестьянин Корней Максимов убежал из больницы в апреле 1802 г. и более в неё не возвращался,

 

   В январе 1808  убежала  крестьянская сумасшедшая жена Марфа Тимофеева, в апреле убежал отсюда быв­ший в сумасшествии коновал Василий Степанов, в июне тоже был побег сумасшедшей женщины, но ее быстро поймали.  

 

   В сентябре один сумасшедший купеческий сын два раза был заключаем в здешний дом умалишённых, и хотя убежал было и в тре­тий раз, но снова был пойман в Епифани, родном своём городе, по прошению отца его Степана Семилеткина, который старался от­дать в дом умалишённых сына своего Ивана, «помешанного умом и обращающегося в воровстве и пьянстве не сообразно с человечест­вом», и во уважение его просьбы Епифанский магистрат в третий раз прислал сумасшедшего Семилеткина под крепким караулом и про­сил приказ о крепчайшем надзоре.

 

   Несмотря, однако, на побеги су­масшедших, некоторые из них могли бы получать выздоровление от болезни, если бы пробыли в больнице побольше,  так, в 1807 г. одно­дворец Матвей Артем. Данилов сначала было выздоровел, но скоро, по уведомлении Епифанского земского суда, опять оказался сумас­шедшим, и снова попал в дом умалишённых.  

 

   Иные из сумасшедших действительно выздоравливали и «по выпользовании от болезни по­лучали свободу», как, например, известно в 1804 г. о тульском ме­щанине С.Н. Гаврилове, присланном в приказ полицеймейстером, но его кратковременное пребыва­ние его в больнице (всего дня четыре) делает и выздоровление его сомнительным, скорее можно предполагать, что больной прислан в больницу просто по недоразумению,  вроде того, как в июне того же года тот же полицеймейстер прислал в больницу для излечения от сумасшествия отставного коллежского регистратора Петра Безрукова, который …”только по временам бывал подвержен помешательству в единственно  в случаях неумеренного употребления крепких напитков”

 

 Бывали  случаи, когда под именем сумасшедших помещались в больницу припадочные, но как они в припадках никого не обижали и вреда обществу не наносили, то их отдавали обратно тем, кто брал их на свою ответственность. В больнице же собственно оставались те умалишённые, которые на­носили явный вред семействам и обществам и которых иначе не представлялось возможности лишить средств быть вредными для го­родов и селений.

 

С. 130 – 140 . Тульская больница

Панов Г.И. Избранные труды: Благотворительность и социальное призрение (конец XVIII — 60-е годы XIX века) / Сост., статьи и ком-мент. И.Н. Юркина. М.: «Древлехранилище», 2008. - 284 с.