Статья о семье крапивенского священника Сергея Ивановича Глаголева, воспитавшего двух замечательных сыновей — Дмитрия и Сергея и о священнике Александре Александровиче Глаголеве из села Покровское Одоевского уезда.
ГЛАГОЛЕВЫ: ученые, богословы, философы.
Среди тульских священно и церковнослужителей часто встречается фамилия Глаголев. Среди носителей этой фамилии были известные в прошлом деятели церкви, науки и культуры, чьи судьбы показывает нам почти библейские примеры силы духа и дерзновения. Пример их жизни дает нам великий символ надежды и веры в будущее человечества. Может быть краткое изложение жизненного пути этих людей положит начало к дальнейшему изучению их судеб, духовного и научного наследия.
Жизнь протоиерея С.И. Глаголева и трагическая судьба его сыновей еще недавно была неизвестна историкам и краеведам, а ведь в этой семье скромного священника и земского деятеля вырос всемирно известный ученый-богослов Сергей Глаголев, а также известный до революции своими богословскими трудами и яркой просветительской деятельностью протоиерей Дмитрий Глаголев.
ГЛАГОЛЕВ Сергей Иванович (1839 — †1916). [1]. Родился в Алексинском уезде в семья диакона. Учился в ТДУ (с 1850) и Тульской ДС (с 1854). Рукоположен во священники в 1860 г. Определен к Соборной Николаевской церкви г. Крапивны. Женился на дочери диакона Феодосии Никитичне Мерцаловой (1845 — †1867) [2]. Жена рано умерла, оставив сиротами двух малолетних детей — 4 лет и 2 лет. В Крапивне молодой священник быстро привлек к себе симпатии населения и обратил на себя внимание общества и духовенства своей энергией, способностями и отзывчивостью. Он был привлечен к делу осуществления реформ 1860-х годов в Крапивне. Вначале стал учителем в сельской школе государственных имуществ, в 1863 году стал духовником Крапивенского духовенства. Одновременно с графом Л. Н. Толстым был выбран в члены уездного училищного совета, а потом стал его председателем, с 1868 — гласный городской думы, член ревизионной комиссии по банку и пр. Именно Сергей Иванович убедил думцев в необходимости открытия Крапивенской женской прогимназии, в которой потом был законоучителем у трех поколений (матерей, дочерей и внучек) женского населения города. Еще С.И. Глаголев возглавлял Крапивенский отдел Епархиального Училищного Совета и совета по церковно-приходским школам уезда, с 1884 г и до своей кончины был благочинным.
Сергей Иванович был глубоко религиозен, его веру не колебали никакие веяния и его религиозность не была показной. Он спокойно мог выслушивать отрицательные взгляды на веру, христианство, православие, радушно принимал в своем доме иноверцев и инославных, никогда не проявлял религиозного фанатизма и формализма. Благодаря его терпимости в городе был мир религиозный и политический несмотря на то, что в уезде велась революционная пропаганда и распространялись учения чуждые и враждебные православию, центрами которых были Ясная Поляна и Сергиевское — учения Толстовское и Гагаринское (пашковцы).
Дом Сергея Ивановича был центром интеллектуальной жизни города. Здесь дебатировались вопросы о происхождении видов, о происхождении человека, о древности земли, о каналах на Марсе, о метеорах, о радуге от луны, о громовых стрелках, электричестве, местных рудах (каменном угле, железе, серном колчедане). Науку не оценивали, ею восхищались, богословие тоже не оценивали, в него верили [1]. Воспитываясь в атмосфере отцовской любви, духовности, любви к наукам и вере предков дети Сергея Ивановича, пошли по стопам отца и связали свою жизнь с православной наукой и просвещением.
Старший сын Сергея Ивановича, Дмитрий Сергеевич ГЛАГОЛЕВ (1863-1931) после учебы в Тульской ДС (1884), был послан семинарским начальством в МДА, откуда вышел в 1888 г. со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без новых, устных испытаний. В течении трех лет преподавал гомилетику и немецкий язык в Пермской и Владимирской ДС. В 1891 г. был переведен в Тулу, где служил инспектором и законоучителем в ТЕЖУ, там через год принял сан священника. Помимо преподавательской деятельности Дмитрий Сергеевич активно участвовал в общественной жизни города: был членом Тульского археологического товарищества и председателем совета Тульского епархиального Иоанно-Предтеченского братства. В 1893 г защитил диссертацию и стал магистром богословия. Диссертация была посвящена исследованию второго великого путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия [6]. В отзыве на работу отмечалось, что автор «сумел создать подробный и обширный труд в более семисот страниц, в котором дается подробный богословский, исторический, филологический, археологический и географический комментарий».
В 1913 г в Санкт-Петербурге вышел его двухтомный «Полный православный богословский энциклопедический словарь». Словарь был переиздан в 1992. г. [7]
С 1915 по 1918 г. Дмитрий Сергеевич профессор богословия Ярославского Демидовского юридического лицея. После революции (с января 1919 г) преподавал в Ярославском университете. Во время пребывания архиепископа Илариона (Троицкого) в Ярославской тюрьме Коровники в 1925-1926гг. его навестил о. Д.С. Глаголев. Возвратился в Тулу он краткое время служил (протоиерей) в Всехсвятском соборе г. Тулы (1931). В 1931 г был арестован и расстрелян. До сих пор неизвестно, где покоится прах его.
Брат Дмитрия Сергеевича — Сергей Сергеевич ГЛАГОЛЕВ, был энциклопедически образованнейшим ученым и блестящим оратором, профессором МДА, автором многих книг и статей (их более 58) по апологетике христианства; по истории и по философии нехристианских религий; по религиозно-философским воззрениям древних европейских, русских и др. мыслителей; по вопросам логики, по церковной публицистике на мировоззренческие темы, на темы воспитания и образования и др., весьсма интересны его мемуарные статьи о профессорах академии; о Л. Н. Толстом, о родном городе Крапивне; библиографические обзоры.
Сергей Сергеевич Глаголев родился 9 октября 1865 г в Крапивне [8, 9]. Учился в Тульской ДС (1879-1885) и МДА (1885-1889). За выдающие способности был оставлен при МДА в качестве профессорского стипендиата (1889-1890). В эти годы Сергей Сергеевич занимался в Московском университете, потом был послан заграницу, где учился в Берлинском университете, слушал лекции в Сорбонне.
Вернувшись в Россию два года преподавал в Вологодской ДС и там, повидимому, женился. Вскоре С.С. Глаголев стал доцентом МДА по кафедру «Основного богословия» (1892-1896) исполнял должность доцента. В 1894 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» и получил степень магистра богословия. В 1896 г стал профессором, некоторое время был секретарем редакции журнала «Богословский Вестник». В 1900 году защитил докторскую диссертацию «Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви» и получил ученую степень доктора богословия. В этом же году был командирован в Париж на Всемирный Конгресс религий, где его выбрали вице-президентом конгресса. С 1902 Сергей Сергеевич ординарный профессор кафедры «Основного богословия», в 1910 его избирают членом правления МДА, с 1917 года он заслуженный профессор Академии.
После всех революций, случившихся в 1917 году опыт и знания С. С. Глаголев оказывается востребованными в деле устройства церковной жизни в новых условиях, он избирается членом Предсоборного Совета в Петрограде и членом Священного Собора Российской Православной Церкви, (1917-1918) [10].
После закрытия МДА, ради пропитания, работал в разных местах: заведующим Института народного образования в Сергиевом Посаде (1919), преподает на Московских Богословских академических курсах (1920), читает лекции по естественным наукам в разных учебных заведениях. В 1928 г. получил пенсию по инвалидности, но вдруг был арестован вместе со св. П. Флоренским и др. по обвинению «покушение на зам. агитпропа Костомарова». Осужден по делу о «Антисоветской группы черносотенных элементов в г.Сергиево Московской обл., по статье.58-10 УК РСФСР. Получил 3 года ссылки в Пензенскую губернию [11, 12].
В марте — апреле 1931 г в Пензе снова арестован в числе более ста человек по делу так называемого Пензенского филиала Всесоюзно-монархической организации «Истинно православная церковь». Получил пять лет заключения в концлагере. По состоянию здоровья Сергею Сергеевичу приговор смягчили и отпустили к жене в Вологду. Однако его не остравили в в покон и 05.06.1937, по обвинению в контрреволюционной деятельности, распространении провокационных слухов и пропаганде фашизма С. С. Глаголев был осужден тройкой при УНКВД по Северной обл. и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 2.10.1937. В 1991 был реабилитирован по делу 1928 года Прокурором Московской области.
Нашим земляком был также Александр Александрович ГЛАГОЛЕВ — профессор КДА, духовный писатель, ученый-гебраист, автор ряда печатных работ. Он родился 14 февраля 1872 года, в семье священника села Покровское Одоевского уезда.
Окончил Тульскую ДС (1894) и КДА (1898). C 1898 по 1903 профессорский стипендиат КДА, потом доцент. Автор многих церковно-исторических и богословских работ, о.Александр был образованнейшим человеком своего времени. Знал 18 языков, специализировался на древнееврейском. Преподавал на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1900г. защитил магистерскую диссертацию «Ветхозаветное библейское учение об ангелах». В свое время много помог семье писателя М.А.Булгакова.
Профессор (с 1906) и первый ректор Киевской Духовной Академии после реформы ее в 1905г. Священник в Киевском храме Николы Доброго. В осенью 1913 года отец Александр выступал в киевском суде в качестве эксперта по делу Менделя Бейлиса, обвинявшегося в ритуальном убийстве христианского мальчика. Он доказал, на основании знания Талмуда и истории еврейского народа, всю необоснованность таких обвинений. В этом поступке сказалась личная смелость, гражданское мужество отца Александра, его христианские принципы. В 1914 г был рукоположен в протоиереи.
После революции репрессирован. Первый раз он был арестован в 1931году. Вторично — в 1937 по абсурдному обвинению в подготовке и участии в вооруженном восстании. Во время следствия, подвергаясь страшным избиениям, о.Александр не отрекся от веры, не лжесвидетельствовал, как того требовали следователи, и даже не проклинал своих мучителей. Умер на допросе от чрезмерного «использования мер физического воздействия» в 1937 г. Погребен в общей могиле на Лукьяновском кладбище в Киеве.
В 2002 году в Киеве была открыта мемориальная доска в память о новомученнике о. Александре и его сыне о. Алексее, спасших при немцах в Киеве много еврейских семей.
Память о таких людях должна, как живая совесть, напоминать о том, чем и кем живет наш мир и Церковь Христова.
Список использованных источников.
1. Глаголев С.С. Об одном пастыре./Богословский вестник. — 1916. — Т. 2. № 9. — с. 103-109.
2. ГАТО, Фонд 118, оп. 7, д. 56
3. ЦИАМ. Ф.229. Оп.4. Д.918.
4. Архив МДАиС, картотека К.М.Попова N 49
5. Протоиерей Александр Мень. Библиологический словарь. — М. 2002.
6. Шостъин А. П. Магистерский диспут: Глаголев Д. С, свящ. «Второе великое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия (Деян. 15, 40–18, 22): Опыт историко-экзегетического исследования». — Тула, 1893 г./Богословский вестник. 1893.- Т. 4. № 10. — С. 138-152 .
7. Глаголев Д.С. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1, 2 — СПб., 1913, изд. П.П.Сойкина. — Репр. М., 1992. — 667 С.
8. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. — СПб, 1917. С.21. 9. Глаголев С.С. Биография. Публикации. — http://www.bogoslov.ru
10. Глаголев С.С. — http://www.martirolog.ru/golubzov/mda-gulag.htm
11. Волков С. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской Духовной Академии (1917-1920). — М.; СПб., 1995. — С.139-154.
12.Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа.
-М., 1999. С.63-64
13. Шоломова С. Б. Служенья узкие врата / Харьковская правозащитная группа — Харьков, Права людини, 2007. — 448 с.
14. Егорычева — Глаголева М. Светлой памяти отца Александра Глаголева/ Вестник русского христианского движения. — Париж. 2000. № 181. С.80—87.
Клочков А.Н.
Иллюстрации
Список использованных сокращений
ДС — духовная семинария
МДА — Московская Духовная Академия
КДА — Киевская Духовная Академия
ТЕЖУ — Тульское Епархиальное Женское училище