Андрей Клочков написал
изменено 16 апреля 2012 года, в 12:46
ГЛАГОЛЕВЫ: ученые, богословы, философы.

Статья о семье крапивенского священника Сергея Ивановича Глаголева, воспитавшего двух замечательных сыновей — Дмитрия и Сергея и о священнике Александре Александровиче Глаголеве из села Покровское Одоевского уезда.


ГЛАГОЛЕВЫ: ученые, богословы, философы.


Среди тульских священно и церковнослужителей часто встречается фамилия Глаголев. Среди носителей этой фамилии были известные в прошлом деятели церкви, науки и культуры, чьи судьбы показывает нам почти библейские примеры силы духа и дерзновения. Пример их жизни дает нам великий символ надежды и веры в будущее человечества. Может быть краткое изложение жизненного пути этих людей положит начало к дальнейшему изучению их судеб, духовного и научного наследия.


Жизнь протоиерея С.И. Глаголева и трагическая судьба его сыновей еще недавно была неизвестна историкам и краеведам, а ведь в этой семье скромного священника и земского деятеля вырос всемирно известный ученый-богослов Сергей Глаголев, а также известный до революции своими богословскими трудами и яркой просветительской деятельностью протоиерей Дмитрий Глаголев.


ГЛАГОЛЕВ Сергей Иванович (1839 — †1916). [1]. Родился в Алексинском уезде в семья диакона. Учился в ТДУ (с 1850) и Тульской ДС (с 1854). Рукоположен во священники в 1860 г. Определен к Соборной Николаевской церкви г. Крапивны. Женился на дочери диакона Феодосии Никитичне Мерцаловой (1845 — †1867) [2]. Жена рано умерла, оставив сиротами двух малолетних детей — 4 лет и 2 лет. В Крапивне молодой священник быстро привлек к себе симпатии населения и обратил на себя внимание общества и духовенства своей энергией, способностями и отзывчивостью. Он был привлечен к делу осуществления реформ 1860-х годов в Крапивне. Вначале стал учителем в сельской школе государственных имуществ, в 1863 году стал духовником Крапивенского духовенства. Одновременно с графом Л. Н. Толстым был выбран в члены уездного училищного совета, а потом стал его председателем, с 1868 — гласный городской думы, член ревизионной комиссии по банку и пр. Именно Сергей Иванович убедил думцев в необходимости открытия Крапивенской женской прогимназии, в которой потом был законоучителем у трех поколений (матерей, дочерей и внучек) женского населения города. Еще С.И. Глаголев возглавлял Крапивенский отдел Епархиального Училищного Совета и совета по церковно-приходским школам уезда, с 1884 г и до своей кончины был благочинным.


Сергей Иванович был глубоко религиозен, его веру не колебали никакие веяния и его религиозность не была показной. Он спокойно мог выслушивать отрицательные взгляды на веру, христианство, православие, радушно принимал в своем доме иноверцев и инославных, никогда не проявлял религиозного фанатизма и формализма. Благодаря его терпимости в городе был мир религиозный и политический несмотря на то, что в уезде велась революционная пропаганда и распространялись учения чуждые и враждебные православию, центрами которых были Ясная Поляна и Сергиевское — учения Толстовское и Гагаринское (пашковцы).


Дом Сергея Ивановича был центром интеллектуальной жизни города. Здесь дебатировались вопросы о происхождении видов, о происхождении человека, о древности земли, о каналах на Марсе, о метеорах, о радуге от луны, о громовых стрелках, электричестве, местных рудах (каменном угле, железе, серном колчедане). Науку не оценивали, ею восхищались, богословие тоже не оценивали, в него верили [1]. Воспитываясь в атмосфере отцовской любви, духовности, любви к наукам и вере предков дети Сергея Ивановича, пошли по стопам отца и связали свою жизнь с православной наукой и просвещением.


Старший сын Сергея Ивановича, Дмитрий Сергеевич ГЛАГОЛЕВ (1863-1931) после учебы в Тульской ДС (1884), был послан семинарским начальством в МДА, откуда вышел в 1888 г. со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без новых, устных испытаний. В течении трех лет преподавал гомилетику и немецкий язык в Пермской и Владимирской ДС. В 1891 г. был переведен в Тулу, где служил инспектором и законоучителем в ТЕЖУ, там через год принял сан священника. Помимо преподавательской деятельности Дмитрий Сергеевич активно участвовал в общественной жизни города: был членом Тульского археологического товарищества и председателем совета Тульского епархиального Иоанно-Предтеченского братства. В 1893 г защитил диссертацию и стал магистром богословия. Диссертация была посвящена исследованию второго великого путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия [6]. В отзыве на работу отмечалось, что автор «сумел создать подробный и обширный труд в более семисот страниц, в котором дается подробный богословский, исторический, филологический, археологический и географический комментарий».


В 1913 г в Санкт-Петербурге вышел его двухтомный «Полный православный богословский энциклопедический словарь». Словарь был переиздан в 1992. г. [7]


С 1915 по 1918 г. Дмитрий Сергеевич профессор богословия Ярославского Демидовского юридического лицея. После революции (с января 1919 г) преподавал в Ярославском университете. Во время пребывания архиепископа Илариона (Троицкого) в Ярославской тюрьме Коровники в 1925-1926гг. его навестил о. Д.С. Глаголев. Возвратился в Тулу он краткое время служил (протоиерей) в Всехсвятском соборе г. Тулы (1931). В 1931 г был арестован и расстрелян. До сих пор неизвестно, где покоится прах его.


Брат Дмитрия Сергеевича — Сергей Сергеевич ГЛАГОЛЕВ, был энциклопедически образованнейшим ученым и блестящим оратором, профессором МДА, автором многих книг и статей (их более 58) по апологетике христианства; по истории и по философии нехристианских религий; по религиозно-философским воззрениям древних европейских, русских и др. мыслителей; по вопросам логики, по церковной публицистике на мировоззренческие темы, на темы воспитания и образования и др., весьсма интересны его мемуарные статьи о профессорах академии; о Л. Н. Толстом, о родном городе Крапивне; библиографические обзоры.


Сергей Сергеевич Глаголев родился 9 октября 1865 г в Крапивне [8, 9]. Учился в Тульской ДС (1879-1885) и МДА (1885-1889). За выдающие способности был оставлен при МДА в качестве профессорского стипендиата (1889-1890). В эти годы Сергей Сергеевич занимался в Московском университете, потом был послан заграницу, где учился в Берлинском университете, слушал лекции в Сорбонне.


Вернувшись в Россию два года преподавал в Вологодской ДС и там, повидимому, женился. Вскоре С.С. Глаголев стал доцентом МДА по кафедру «Основного богословия» (1892-1896) исполнял должность доцента. В 1894 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» и получил степень магистра богословия. В 1896 г стал профессором, некоторое время был секретарем редакции журнала «Богословский Вестник». В 1900 году защитил докторскую диссертацию «Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви» и получил ученую степень доктора богословия. В этом же году был командирован в Париж на Всемирный Конгресс религий, где его выбрали вице-президентом конгресса. С 1902 Сергей Сергеевич ординарный профессор кафедры «Основного богословия», в 1910 его избирают членом правления МДА, с 1917 года он заслуженный профессор Академии.


После всех революций, случившихся в 1917 году опыт и знания С. С. Глаголев оказывается востребованными в деле устройства церковной жизни в новых условиях, он избирается членом Предсоборного Совета в Петрограде и членом Священного Собора Российской Православной Церкви, (1917-1918) [10].


После закрытия МДА, ради пропитания, работал в разных местах: заведующим Института народного образования в Сергиевом Посаде (1919), преподает на Московских Богословских академических курсах (1920), читает лекции по естественным наукам в разных учебных заведениях. В 1928 г. получил пенсию по инвалидности, но вдруг был арестован вместе со св. П. Флоренским и др. по обвинению «покушение на зам. агитпропа Костомарова». Осужден по делу о «Антисоветской группы черносотенных элементов в г.Сергиево Московской обл., по статье.58-10 УК РСФСР. Получил 3 года ссылки в Пензенскую губернию [11, 12].


В марте — апреле 1931 г в Пензе снова арестован в числе более ста человек по делу так называемого Пензенского филиала Всесоюзно-монархической организации «Истинно православная церковь». Получил пять лет заключения в концлагере. По состоянию здоровья Сергею Сергеевичу приговор смягчили и отпустили к жене в Вологду. Однако его не остравили в в покон и 05.06.1937, по обвинению в контрреволюционной деятельности, распространении провокационных слухов и пропаганде фашизма С. С. Глаголев был осужден тройкой при УНКВД по Северной обл. и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 2.10.1937. В 1991 был реабилитирован по делу 1928 года Прокурором Московской области.


Нашим земляком был также Александр Александрович ГЛАГОЛЕВ — профессор КДА, духовный писатель, ученый-гебраист, автор ряда печатных работ. Он родился 14 февраля 1872 года, в семье священника села Покровское Одоевского уезда.


Окончил Тульскую ДС (1894) и КДА (1898). C 1898 по 1903 профессорский стипендиат КДА, потом доцент. Автор многих церковно-исторических и богословских работ, о.Александр был образованнейшим человеком своего времени. Знал 18 языков, специализировался на древнееврейском. Преподавал на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1900г. защитил магистерскую диссертацию «Ветхозаветное библейское учение об ангелах». В свое время много помог семье писателя М.А.Булгакова.


Профессор (с 1906) и первый ректор Киевской Духовной Академии после реформы ее в 1905г. Священник в Киевском храме Николы Доброго. В осенью 1913 года отец Александр выступал в киевском суде в качестве эксперта по делу Менделя Бейлиса, обвинявшегося в ритуальном убийстве христианского мальчика. Он доказал, на основании знания Талмуда и истории еврейского народа, всю необоснованность таких обвинений. В этом поступке сказалась личная смелость, гражданское мужество отца Александра, его христианские принципы. В 1914 г был рукоположен в протоиереи.


После революции репрессирован. Первый раз он был арестован в 1931году. Вторично — в 1937 по абсурдному обвинению в подготовке и участии в вооруженном восстании. Во время следствия, подвергаясь страшным избиениям, о.Александр не отрекся от веры, не лжесвидетельствовал, как того требовали следователи, и даже не проклинал своих мучителей. Умер на допросе от чрезмерного «использования мер физического воздействия» в 1937 г. Погребен в общей могиле на Лукьяновском кладбище в Киеве.


В 2002 году в Киеве была открыта мемориальная доска в память о новомученнике о. Александре и его сыне о. Алексее, спасших при немцах в Киеве много еврейских семей.


Память о таких людях должна, как живая совесть, напоминать о том, чем и кем живет наш мир и Церковь Христова.


Список использованных источников.


1. Глаголев С.С. Об одном пастыре./Богословский вестник. — 1916. — Т. 2. № 9. — с. 103-109.


2. ГАТО, Фонд 118, оп. 7, д. 56


3. ЦИАМ. Ф.229. Оп.4. Д.918.


4. Архив МДАиС, картотека К.М.Попова N 49


5. Протоиерей Александр Мень. Библиологический словарь. — М. 2002.


6. Шостъин А. П. Магистерский диспут: Глаголев Д. С, свящ. «Второе великое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия (Деян. 15, 40–18, 22): Опыт историко-экзегетического исследования». — Тула, 1893 г./Богословский вестник. 1893.- Т. 4. № 10. — С. 138-152 .


7. Глаголев Д.С. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1, 2 — СПб., 1913, изд. П.П.Сойкина. — Репр. М., 1992. — 667 С.


8. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. — СПб, 1917. С.21. 9. Глаголев С.С. Биография. Публикации. — http://www.bogoslov.ru


10. Глаголев С.С. — http://www.martirolog.ru/golubzov/mda-gulag.htm


11. Волков С. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской Духовной Академии (1917-1920). — М.; СПб., 1995. — С.139-154.


12.Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа.


-М., 1999. С.63-64


13. Шоломова С. Б. Служенья узкие врата / Харьковская правозащитная группа — Харьков, Права людини, 2007. — 448 с.


14. Егорычева — Глаголева М. Светлой памяти отца Александра Глаголева/ Вестник русского христианского движения. — Париж. 2000. № 181. С.80—87.


Клочков А.Н.


Иллюстрации



Список использованных сокращений


ДС — духовная семинария


МДА — Московская Духовная Академия


КДА — Киевская Духовная Академия


ТЕЖУ — Тульское Епархиальное Женское училище

 

Геннадий Зайцев

4 марта 2011 года, 11:51
Да, Глаголевых церковнослужителей было много. Мать Василия Семеновича Георгиевского (ЕВЛОГИЯ), Серафима Александровна, также была дочерью пономаря Глаголева, но из Ефремовского уезда.

Андрей Клочков

4 марта 2011 года, 16:21

Религиовед и культуролог; д-р филос. наук, профессор МГИМО Глаголев Владимир Сергеевич  - его предки священний из Тулы, купцы из Епифани и Крапивны. 

 Интервью В.С. Глаголева.

 

 

 

solohin-vv123

5 декабря 2012 года, 15:20

 

 

Андрей я вот не давно нашел памятник и сделал несколько фоток, на памятнике уцелели часть букв которые я смог разобрать это (фамилию Глаголева, родилась 10го Декабря 1850г., скончалась 13го Августа 1878г.). получается этому памятнику 134г. и он был найден не далеко от Епифанской губернии. Я хотел бы узнать, имеет ли этот памятник какое не будь отношение к роду Олсуфьевых да или нет, или где можно об этом подробнее узнать.

 

Андрей Клочков

6 декабря 2012 года, 11:18

Глаголевых в губернии было много: дворяне, духовные, купцы и мещане.

Уточните место, где был снят памятник и можно  ли увидеть это фото.

Тогда я смогу попытаться атрибутировать его сам или с помощью

краеведов и профессионалов.

Информацию можно послать в личку.

 

 

solohin-vv123

13 декабря 2012 года, 10:20

Андрей я вам на личку отправил письмо с фото что вы просили, мне интересно вы фото получили, и что получилось узнать нового.

ANT5570

8 марта 2011 года, 19:38

В Новосильском музее собрано немало воспоминаний учеников  о Василии Николаевиче Глаголеве-учителе,художнике-самоучке,краеведе,основателе первого краеведческого музея. (1874-1934).Скорее всего,он тоже был из семьи священников. Из Тульской библиотеки нам прислали копию его рукописи "Сказки,сказания или предания  Новосильского края".В Загорском музее игрушки хранятся присланные Глаголевым образцы нашей глиняной чернышинской игрушки, рукопись "Чернышинская игрушка,её история и производство".

В нашем музее есть подлинная картина Глаголева "Леший" и копии некоторых других его картин.По воспоминаниям,художник сотрудничал с Когизом в оформлении книг. Если  встретится какая-то информация о нём-поделитесь!

Андрей Клочков

9 марта 2011 года, 14:43
1. В. Н. Глаголев. Село Бредихино Новосильского уезда. 1904. No 285/3.

ссылка из книги "Словарь русских народных говоров, Том 1. -  Институт русского языка (Российская академия наук). Словарный сектор, ISBN 5020278947, 9785020278943

2. Запись  легенды "О том как граф Л.Н. Толской помогал мужику лес воровать" -  сделана в 1926 году в Новосильском уезде Тульской губернии
заведующим Новосильским Центральным музеем краеведения В. Н . Глаголевым. Текст
ее хранится в Государственном Толстовском музее в Москве.

ANT5570

9 марта 2011 года, 19:22
Спасибо большое! Эта легенда у нас есть, в рукописи Глаголева их 54!!!  А вот ссылку на лингвистическую книгу я встречала, и отрывки из неё читала...Но  где можно заказать копию-то? Вот эти номера -они что означают?  Если книга есть в ГАТО,то как оформить заказ в современных условиях?

Андрей Клочков

10 марта 2011 года, 14:06

 Словарь русских народных говоров есть на сайте  Института лингвистических исследований РАН.

Посмотрите, может повезет.