Андрей Клочков написал
изменено 16 апреля 2012 года, в 17:50
"Информация о так называемых “святых” местах в Тульской области". 1960г. и другие документы.

Недавно секция личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов (председатель З.П.Иноземцева) совместно с Московским обществом историков и архивистов и Исторической секцией Союза писателей России провело совместное заседание на котором был представлен  доклад Макаренко Галины Витальевны (г. Тула) о результатах работы Центра новейшей истории Тульской области по выявлению в фондах партийных органов документов, содержащих сведения о политике советской власти в отношении Русской Православной Церкви (1918-1991гг).  Оказалось, что в  Центре  хранятся  прелюбопытнейшие документы, два из которых приведены ниже.                                Ссылка на источник информации. 

1. Циркуляр всем комячейкам 1921г. г. Тула

2. Циркуляр от агитотдела Губкома Белевскому укому Тульской губернии. 1922г
3. Информация о так называемых “святых” местах в Тульской области. 1960г

 Циркуляр всем комячейкам
29 июня 1921г. г. Тула

За последнее время некоторые члены РКП позволяют себе выполнять религиозные обряды, как то: венчание в церкви, крещение детей и т.п. и даже выходят из партии по своим религиозным убеждениям. В целях борьбы с этими предрассудками, засорившими головы некоторых членов партии, районный комитет РКП, признавая обязательным изучение религиозного вопроса, с точки зрения материалистического понимания, во всех партшколах, ставит в известность всех членов партии, что за выполнение ими религиозных обрядов будут налагаться следующие взыскания, которые твердо должны проводить в жизнь и бюро комячеек:

1) Венчание в церкви для всех членов партии и кандидатов влечет исключение из партии.
 
2) Крещение детей – безусловное исключение из партии.
 
3) Участие в религиозных похоронах /кроме гражданских/ для ответственных членов – безусловное исключение из партии, а для рядовых – перевод в кандидаты на 3 месяца в первый раз, во второй раз – исключение из партии. Для кандидатов наказания налагаются по уставу.
 
4) Хождение в церковь для ответственных членов – исключение из партии, а для рядовых – первый раз перевод в кандидаты и во второй раз – исключение из партии. Кандидаты подвергаются наказанию по уставу.
 
5) Участие в церковных процессиях для ответственных членов – исключение из партии, а для рядовых – перевод в кандидаты и исключение из партии. Кандидаты подвергаются взысканию по уставу. Празднование Дня Ангела и Дня рождения /если они не сопровождаются религиозными обрядами/ для ответственных членов – перевод в кандидаты, а для рядовых взыскания налагаются по уставу.
 
6) Ношение крестов и каких бы то ни было религиозных изображений рассматривается как указано в пункте 1.
 
Если в исключительных случаях является политическая необходимость посещения церкви, то об этом должно быть заявлено в Бюро ячейки или райкому. Настоящий циркуляр объявить всем членам и кандидатам на общем собрании.
 
Секретарь райкома Привокзального района:
ЦНИТО. Ф.50 оп.1 д.24 л.22
 
Циркуляр от агитотдела Губкома Белевскому укому Тульской губернии
31 марта 1922г. г. Тула
 
Кампания по изъятию церковных ценностей приобретает весьма серьёзное политическое значение. Усилению агитации контрреволюции мы должны развернуть бешеную контрагитацию среди беспартийных масс за изъятие церковных ценностей. Предлагаются следующие методы агитации:
1.) Стремиться указывать, что высшее духовенство, князья церкви, держатели церковных сокровищ не желают сдавать ценности не смотря на широкое сочувствие верующих.
2.) Отмечать при агитационных выступлениях, что низшее духовенство вполне разделяет настроения Советской власти и убеждает верующих в правильности действий Советской власти с точки зрения канонических законов, за некоторыми исключениями (злостное духовенство).
3.) Никаких стремлений указать, что еврейские синагоги и молельни сдают весьма охотно, отмечать не следует, указывая, что изъятию подлежат все ценности из всех церквей и мест религиозных действий.
4.) Нужно указывать, что будет изъято всё за исключением предметов, необходимых для служебных надобностей, т.е. тех, без которых состояться молебствие не может. Драгоценности особо почитаемых икон и предметов подлежат изъятию наравне со всеми предметами.
5.) При агитации указывать, что государственная власть тверда во имя спасения миллионов жизней и в целях восстановления разрушенного хозяйства Поволжья будет проводить изъятия, карая жестокой рукой все злостные элементы, в особенности всех тех, которые думают сыграть на темноте и предрассудках масс и вносить смуту в ряды верующих мирян.
6.) Начать проводить агиткампании немедленно, захватывая в зону агитации всё больше и больше масс трудящихся, прилагая все усилия, чтобы обслужить самые захудалые “медвежьи уголки” учреждений, предприятий и деревень.
7.) Провести предварительные инструктированные доклады на собраниях агитаторов и кружковых агитаторов, разрабатывая методы проведения агиткампаний.
8.) Громадная ответственность ложится на органы по проведению агиткампании и самих агитаторов: необходим особый такт, твердый и ясный отчет о своих выражениях, точный учет складывающихся обстоятельств, обстановки, воздействие на волю, чувства, а где нужно и на ум, чтобы сказанная речь, проведенные беседы дома дали положительный результат.
9.) Ни в коем случае не допустимы угрозы, резкие действия, выступления против высшего духовенства и находящихся в объятиях предрассудков – верующих. В речах должна сквозить непреклонная воля выполнить декрет Советской власти и долг человеколюбия и стремиться убедить верующих трудящихся в искренности и необходимости каждому верующему идти в комиссию по изъятию, если его будут приглашать присутствовать при изъятии.
10.) Ещё одно замечание: злостные противники Советской власти говорят, что изъятия происходит с целью получения средств для уплаты долгов Польше, содержания Красной армии и т.д. Необходимо всемерно разоблачать эти гнусные клеветы врагов Советской власти.
11.) Ещё раз – тактичность, выдержанность, непреклонная твёрдость и широкая информация всех темных “медвежьих уголков” даст возможность выполнить последнюю, великую и реальную помощь обезумевшим от голода десяткам миллионов людей.
 
Секретарь губкома
Зам. зав. Агитотделом
 
ЦНИТО. Ф.8 оп.1 д.142 л.68, 68об.
 
Информация о так называемых “святых” местах в Тульской области
секретарю Тульского обкома КПСС
28 июля 1960г. г. Тула
 
В селе Тюртень Ефремовского района “святой” родник-колодец почитается верующими около 400 лет. К нему ежегодно 21 июля в религиозный праздник Казанскую стекаются верующие из Тульской, Рязанской, Орловской и Липецкой областей до 5 тысяч и более человек.
Для ликвидации данного родника-колодца построена плотина, которая позволила частично подтопить этот родник. В религиозный праздник Казанскую 21 июля 1960г. я лично знакомился с деятельностью верующих-поломников и духовенства церкви данного села. Верующих-поломников посетило около 3-х тысяч человек, из них около 20% молодежи, многие из которых присутствовали из-за любопытства, 85% женщин. Стояла жаркая погода /32*/, люди купались ниже и выше данного родника, но купались и около родника. Если с берега пруда люди просто купались от жары, то около родника погружались три раза в воду и вылезали. Это купание носило уже религиозный характер. Но таких купающихся было немного. В сруб данного родника-колодца уже смотреть нельзя и никаких разговоров уже нет, что грешным святые не показываются, а не грешным показываются. Белья на берегу уже не оставляют, как это имело место раньше. Духовенство в церкви закончило службу в 11 час. дня вместо 14 часов, как это имело место в прошлые годы. К роднику, как и раньше, никто из духовенства не ходил, но на паперти, как и в прошлые годы, установили бочки, кадки, в которые навозили воды, осветили ее и раздавали верующим.
Нищих и различных кликуш почти не было, так как в прошлый год их собрала милиция и на автомашине увезла в райцентр для выяснения личности, а в нынешний год они не приехали.
Во время церковной службы в сельском клубе, который расположен рядом с церковью, проводились танцы с целью отвлечь молодежь от церкви. Значительная часть молодежи была в клубе и танцевала. С окончанием церковной службы сельский клуб закрыли, с целью не создавать праздничного настроения у молодежи. Молодежи разъяснили, что день рабочий и советовали им идти на уборочные работы.
По сообщению благочинного и епархиального ревизора священника Степанова, доход нынешнего года от праздника меньше прошлых лет вдвое. Если прошлые годы данная церковь в этот праздник Казанскую собирала дохода от 48 000 до 52 000 рублей, то нынче собрала всего 25 000 рублей. В будущем году нужно порекомендовать дирекции совхоза “Соревнование” зарыбить пруд, создать хорошую птицеферму для водоплавающей птицы, организовать водную станцию для купания, а в остальных местах установить запретную зону, с тем, чтобы предохранять водоем от загрязнения и заражения. Обо всем этом я беседовал с работниками Ефремовского горкома КПСС и райисполкома.К роднику, расположенному на окраине п. Косая Гора паломничество верующих почти прекратилось, так как этот родник завален доменным шлаком. К так называемым “святым” местам Сталиногорского района с. Ильинка и совхоз “Большевик” так же прекратилось паломничество.Часовня в совхозе “Большевик” разобрана, а родниковая вода направлена под землю в реку. Колодцы с. Ильинка закрыты цементными плитами и завалены шлаком, поэтому к ним нет доступа.
 
Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Тульской области Н. Князев.
 
ЦНИТО. Ф.177 оп.30 д.85 л.171-173