Андрей Клочков написал
изменено 28 июля 2012 года, в 20:33
История медицины в Крапивне и уезде в доземский период. (XVIII в - 1864 г)

Некий блоггер Олифант создал псевдоисторический коллаж "Л. Н. Толстой, препарирующий труп крестьянки. Земская больница Крапивенского уезда, Тульской губернии. Март 1903 года." и разместил его на своей страничке. Часть публики  поверило, что это действительно "...фото из архивов Ясной Поляны..." и "его только что опубликовали ..", поскольку такое".. увлечение Льва Николаевича не одобрялось семьёй.".

НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ оказывается увлекательнее всяких выдумок. ЧИТАЙТЕ первую часть материалов по истории медицины.  В дальнейшем доберемся и до медицинских пристрастий  Толстого.

 

Клочков А.Н. История медицины в Крапивне и уезде в доземский период.  

(Доклад на  на VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Провинция в контексте истории и литературы»)

Истории  медицины  Тульской губернии в последнее время привлекает внимание многих исследователей.  Следует отметить диссертацию П. В. Полякова  [1],  публикации о Ваныкинской больнице [2],  Петелинской психиатрической  колонии [3] и др. [4-5]   В меньшей степени эта тема проработана по уездным городам губернии,  хотя в фондах ГАУТО отложилось много интересных документов [6-8]. Среди них отчеты уездных врачей о состоянии медицинской части в уездах, протоколы работы санитарных комиссий, документы по борьбе с эпидемиями, формулярные списки врачей и фармацевтов,  материалы земств, статистические материалы и прочее.

Ряд интересных сведений содержат материалы уездных земских собраний и  I – X  съездов земских врачей Тульской губернии [9].   Эти источники позволили с достаточной точностью восстановить этапы развития провинциальной медицины в губернии, получить новые сведения по истории города Крапивны и восстановить имена медиков, трудившихся на благородной ниве здравоохранения.

 Как известно, зачатки научной медицины появились в России во времена правления Петра I, когда в Россие  врачи-иностранцы перестали быть редкостью.  При Екатерине II уже существовали коллегии докторского и лекарского искусства,  задачей которых были "сохранение врачеванием народа в империи", а вторая "заведение российских докторов, операторов, лекарей и аптекарей и ... содержание порядочное аптек ".  Тогда же  появились и первые "медицинские  услуги" для гражданского населения [10].

Во второй  половине XVIII века в обязанность городов вменено было  отводить отставным врачам квартиру и давать им денежное содержание (не менее 12 руб. в месяц).  Городовые магистраты, жалуясь на бедность, неохотно принимали врачей и отказывали им не только в содержании, но и в квартирах, ибо города не получали никакой пользы от старых, дряхлых врачей, к тому же плохо владевших русским языком.

Крапивне в этом отношении повезло, ибо в конце XVIII века врачем здесь служил  российский немец, штаб-лекарь Андрей Данилович РИККЕР (1749-†?).   Вот характеристика, данная ему небезъизвестным  Болотовым [11]: «…Был сперва лекарь в Крапивне и довольно славен своим искусством; походит более на русскаго, лечит хорошо, а в обхождении дружелюбен, компанион, игрок карточный, стал входить во всякие промыслы, перевелся в Тулу, построил себе дом, стал покупать и продавать рекрут, покупать и продавать из барышей деревни, входить в разные поставки и подряды, нажился. Сущий провор! и прославился тем….”).

Рамки уездного города были тесны для деятельной натуры Андрея Даниловича и  вскоре он  отставил местное общество,  отправившись завоевывать губернский город.  По сведениям О.E. Глаголевой, досконально изучавшей его жизнь , РИККЕР стал одним из первых книготорговцев в губернии, но дальнейшая судьба лекаря ей неизвестна.  Впрочем, может быть это его потомки основали  в Москве известное издательство РИККЕРА, выпускавшее медицинскую литературу.

 В начале XIX века, при императоре Александре I,  медицину разделили на гражданскую (подчинялась Министерству внутренних дел, МВД) и военную. По линии МВД во всех уездах была введена должность врачей. Уездные врачи на местах выполняли в основном судебно-медицинские и медико-полицейские обязанности, а на пользование больных у них практически не оставалось времени.

 Одним из первых уездных врачей в губернии и Крапивне (1805-1811)  был  Федор Эммануилович ГРОМНИЦКИЙ, штаб-лекарь, уволенный из армии по болезни. [12]. С его появлением  все крапивенские больные стали благоухать камфорой, поскольку этот доктор небезуспешно лечил ею все болезни.  Позже ГРОМНИЦКИЙ  обобщил свой опыт в книжке  "О употреблении в сухом виде камфоры при лечении всякого рода ран, флюсов, глазных болезней и самого рака, вместо принятых издавна в обыкновении в таком случае примочек" изданной в  1821 г.   Из предложенных  автором рецептур на практике  прижился препарад под названием “спирт Громницкого”,  приготовлявшийся на из камфоры, ментола и бальзама Гофмана.  Врачи назначали его больным для лечения мигрени и невралгий, а  его прямой  "наследник" - обычный камфорный спирт (Spiritus Camphoratus) можно и сегодня купить в аптеке.

 Здесь следует упомянуть и другого великого земляка,  оставившего заметный вклад в истории отечественной медицины. Речь идет об Александре Ивановиче  ОВЕРе (1804-1864),  известном терапевте и хирурге, одним из основоположников российской патологоанатомии [13].  

Посмертная маска (гипс) А.И. ОВЕРА из фондов

Медицинского музея РАМН

 

ОВЕР, сын французского эмигранта, родился 18-го сентября 1804 г. в селе Панино  Крапивенского уезда. После окончания Московской медико-хирургической академии, стажировался в Страсбурге и Париже. В 1850-х - первой половине 1860-х гг. самый популярный московский врач-диагност, позже - профессор клиники Московского университета, считавшейся самой благоустроенной в Европе. Был инспектором московских больниц гражданского ведомства и учреждений императрицы Марии. В 1847-52 гг. опубликовал авторе первый отечественный патологоанатомический атлас «Selecla praxis medico-chirurgicae» в 4 томах.  (Прекрасные иллюстрации к атласу были выполнены художником C. Ф. Щеголевым,  крепостным Епифанского уезда, ставший, благодаря своему таланту, ведущим преподавателем Строгановского училища).

"Материалы для истории московских больниц гражданского ведомства" Овера, стали  руководством и наставлением для врачей по устройству больниц на местах. Благодаря это книге можно представить себе организацию лечебного дела во второй половине XIX в.

 

В начале XIX века в Крапивне существовал рекрутский лазарет, где заведующим был штаб-лекарь Яков Васильевич ПОПОВСКИЙ (служил там с 1812 по 1826  гг).   Назначение и размеры этого учреждения еще предстоит выяснить в будущем, в то время как о личности заведующего имеются некоторые сведения [14].

ПОПОВСКИЙ - старый морский волк,  14 лет  прослуживший во флоте. Неоднократно ходил в плавания на кораблях "Елизавета", "Ярославль", "Мочном",  "Европа", "Храброй",  на фрегатах "Венера","Навов", "Богоявление" и др. Выйдя в отставку направлен был врачем в уездный город.  

В часы досуга  штаб-лекарь развлекал крапивенское общество расказами о своем  участии в 12 компаниях, о морских сражениях и походах к островам Тефсала и Пальве, о своем командире, контр-адмирале фон Моллере, о плавании гребного флота по "швецким шкерам".  Рассказы Яков Васильевич обычно завершал такой фразой: " Отличных деяний по службе сделать не случилось, но в поведении и усердном отправлении должности от всех начальников аттестованнием всегда был с похвалою"

Война с Наполеоном не обошла город стороной. Многие дворяне уезда ушли  в армию, прочие помогали в снабжении войск фуражом, продовольствием и прочим.  При отступлении французов из Москвы появилист пленные. Больных и раненых солдаты армии Наполеона разместили  в госпиталях Тулы и лечебницах уездных городов. Некоторое количество их пользовалось в 1812-1813 гг в крапивенском лазарете. Известны имена восьми умерших военнослужащих из  Рейнской земли и Вестфалии: Генрих МОЗЕЛЬ, Матиас ОРФГЕН,  Каспар БЛОКСИПЕР, Иоганн БРЮНЕТТЕЛЬ, Иоганн-Петер РОНСДОРФ, Иоганн-Генрих РОТТКОРД,  Иоганн КЮНЦ, Иоганн-Генрих ВОРМАНН.  [15].

 Очевидно, что кроме немцев и пруссаков в местном лазарете пользовались и французы, часть из которых также умерли от ран и болезней. Таким образом , в Крапивне, покоится прах нескольких десятков солдат французской армии.

 

В 1814 года врачом в Крапивне был престарелый штаб-лекарь Христофор Христьянович КЕН (1752-†?). Служил во флоте,  в 48 лет вышел в отставку, работал в Туле,  с 1814 г.  - штатный уездный врач в Крапивне [16]. Формулярные списки врачей за 1816 г].  В 1819 г. Кена сменил доктор УСОВИЧ.

Михаил Кузьмич УСОВИЧ  (1793-†?),  крапивенский уездный штаб-лекарь (1819-1832) происходил из купцов, в молодости намеревался стать священником, учился в Киевской Духовной Академии, но окончил Московскую Медико-Хирургическую Академию. Во время войны с Наполеоном служил в Касимовском военно-временном госпитале, из-за чего звании лекаря получил только в 1815. В начале карьеры был в армии, но вскоре вышел в отставку и в 1819 г. определился в Крапивну уездным врачом, где  проработал долгие годы [17].

 

В 1828 году вышло распоряжение “О заведении в уездных городах Тульской губернии градских больниц” и  следует думать, что градская больница была учреждена и в Крапивне.

 

 Состояние больниц время от времени проверялось властями. В архиве сохранились материалы таких проверок. Так, при посещении города Крапивны инспектор Тульской Врачебной Управы Франц БЕР записал в своем журнале следущее:  “...Здешний уездный штаб-лекарь Усович отлично усерден к своей должности… Больница содержится в чистоте и опрятности… Больные пользуются Усовичем рачительно... [В больнице] в бытность мою 9 декабря 1832 г состояло 3 человека... Повивальная бабка НАРВЫШЕВА  ведет себя прилично своему званию и пользуется доверием жителей». [18].

 Как видно, в те годы крапивенская больница  была малопоместительной, в ней было от 8  до 12 коек.  Впрочем, в таких размерах  больница посуществовала в городе  лет сорок,  до открытия в 1874 г новой земской больницы.  Старая лечебница, повидимому, размещалась в здании старого острога, который отошел городу после постройки в начале XIX в. здания нового тюремного замка. В помещении тюрьмы была своя больница, скорее всего это была особая комната в замке, использовавшаяся как больничная палата на несколько коек (около 3).   Тюремную больницу курировал уездный врач.  

 Во второй половине 19-го века в помощь уездным врачам в провинциальных городах  появилась городовые врачи. В их задачу входило пользование больных градской и тюремной больниц, амбулаторное подание медицинской помощи страждущим.

 Первый  крапивенский городовой врач, штаб-лекарь ПОДДУБНЫЙ,  появился в  в городе в 1843 г.  ПОДДУБНЫЙ Александр Андреевич (1806-†?), из дворян. Окончил Петербургскую Медико-хирургическую акдемию, служил на Черноморском флоте, участвовал в боевых действиях:  при атаке крепостей Анапа и Варны  в турецкую войну 1828 г.  и при взятии у Абхазских берегов мыса Адлер в 1837. Всего он сделал на разных судах десять морских компаний. Ходил по Крапивне в военно-медицинском мундире, который ему разрешили носить в отставке за  заслуги перед отечеством.

 

С 1846 года уездным врачом был СНЕГИРЕВ Николай Васильевич  (1810-†?), [20], в 1849 его сменил дворянин Владимир Михайлович СМОЛИЧ (1826-†?). Последний  был завидным женихом для крапивенских невест и считался богатым наследником, ибо у его матери, майорши Елизаветы Смолич, было два каменных дома в Москве.  [21]. Однако местным девицам не повезло,  молодой врач, попрактиковавшись на вскрытии трупов и набравшись опыта в борьбе с эпидемиями, через три года покинул город.

С августа 1851 по март 1853 крапивенским городовым врачом был ТОМАШЕВИЧ Каэтан Антонович (1820-?), дворянин католического вероисповедания, выпускник Московского Университета. Потом он перевелся  в Одоеве  и долго работал в этом городе.[22].  

 Есть сведения о существовании  в 1855 – 1863 гг. частной лечебницы в имении князя ЛАЗАРЕВА в с. Голощапово [23]. Там имелся фельдшер, возможно был и доктор, ибо именитым людям дозволялось нанимать на службу личных врачей.  В начале XX  века дочери Лазарева продолжат семейную традицию попечительства о народном здравии и пожертвуют значительные суммы на устройство Лапотковской лечебницы. В ней, в частности будут учреждены две бесплатных койки имени Генерал-майора князя Семена Давыдовича и княгини Елизаветы Христофоровны  Абамелек-Лазаревых [24].

 Медицинские учреждения в уезде в доземский период принадлежала к Приказу общественного призрения и управлялась через губернское Врачебное отделение. Кроме того,  в уезде  имелся  фельдшер и оспопрививатель по штату  Одоевского округа Министерства государственных имуществ (в 1858 г), однако их обязанности и функции пока не выявлены.

 В 1857 году в Крапивну приехал врач, дворянин Павел Петрович КЕРЦЕЛИ (1819-†?), служивший до этого в Новосили. Вдовец, имел 5 детей и одного крепостного, который у него умер в Крапивне [25].

 Пробыв здесь три года  (1857-1860) перевелся в Венев. Ему на смену прибыл лекарь БОССОВСКИЙ.

 Из акта о передачи казенного имущества от КЕРЦЕЛИ лекарю БОССОВСКОМУ видно, что оснащение уездных врачей  в те годы было нацелено в исполнении ими только судебно-медицинских функции.

Основное имущество крапивенского уездного врача помещалось в окованном медью ящике в  кожаном чехле [26].  Внутри  ящика были уложены инструменты для анатомирования трупов в количестве 22 предметов,  в числе которых  пилы для пиления костей и черепа, нож для разрезывания хрящей, скальпели, анатомические крючки, пинцеты, ножницы, всякие щупы и зонды, спиновскрыватель, молоток, головомер и прочее.  В описи значились входящие/исходящие бумаги “по должности Крапивенского уездного врача”, а также казенные книги: "Наставление врачам при судебном осмотре и вскрытии мертвых тел",  полицейская и судебная химия Регнера, "Правила в руководство медикам при освидетельствовании раненых воинских чинов и пр. , книжки о привитии оспы, о лечении чумы ,  "о лихорадках и горячках Дорожана".

 Судебно-медицинскую сторону деятельности крапивенских врачей живописно описал Глеб Успенский, наблюдавший расследование  случая внезапной смерти солдатки в приголодной слободе в 186? году. [27]

"... приехало начальство: судебный следователь, лекарь и фельдшер с ящиком анатомических инструментов", (с тем самым, о котором шла речь выше)

" Посреди двора возвышался шалаш, забросанный соломой, под которым лежала покойница...". Судьи  "… велели открыть покойницу, при виде которой толпа шатнулась назад. Лекарь и фельдшер стали приготовлять место для анатомирования, требовали воду, лавку и проч., ... ". Затем  "...покойницу вымерили вдоль и поперек и изобразили все это в аршинах и вершках; развязали тряпки, которыми были обвязаны ее пальцы на руке и на ноге, и узнали, что руку она разбила кирпичом во время поденщины, а ногу зашибла ей скотина во время работы. … Все это … было записано, и затем приступлено к анатомированию.... Скоро слух зрителей был в высшей степени неприятно поражен скрипом пилы по черепу безжизненно мотавшейся головы".

Вскоре  следствие кончилось и покойницу стали зашивать. " -- Проворней, ребятки, проворней! -- торопливо моя в ушате руки, говорил фельдшер: -- собирай мозги-то... да не руками! ... дурак!.. Солому возьми в руки, да так с соломой и вали в нутро... Зашьется!.. Все одно -- прах!.." Вкрытие показало причина смерти: "-- У твоей жены ожирение сердца, -- сказал следователь солдату, уходя...".

 Принявший от Керцели пост уездного врача лекарь  БОССОВСКИЙ Мечислав Эрнестович  (1830-†? ) прослужил в уезде  4 года (1860-1864). Успел жениться на  девице Дмаховской Софье Павловне (возможно родственнице крапивенского городничего Антония Викентьевича Дмуховского [28] и родить дочь Владиславу.  [29].  

Городской врач ЭСАУЛОВ Александр Трофимович работал в Крапивне мало (1862), но успел повздорить с командующим Крапивенской внутренней стражей капитаном Грохольским Лаврентием Ермолаевичем [30].

Последним доктором доземского периода в Крапивне был лекарь ЖАБИЦКИЙ Константин Матвеевич,  служивщий тут здесь городовым врачом в 1864. [31].

 На протяжении полувека крапивенские врачи  резали трупы по поручению полиции, прививали оспу, освидетельствовали рекрутов, умалишенных, стариков для получения пенсии,  выявляли эпидемии. До лечении  страждущих у докторов ни сил, ни средств не было. Только введением земских учреждений в провинции произошли революционные изменения и впервые медицинская помощь стала доступна простому  народу.

 

Список использованных источников

 

Денис Махель

23 июня 2012 года, 23:30

Отличное исследование!
Я слушал Ваш доклад на конференции в Крапивне и с удовольствием прочел еще раз.

Радин Михаил

24 июня 2012 года, 13:36

  Возмущён размещением данного коллажа на уважаемом генеалогическом сайте. Творение сие давно уже помещено в Интернете и, в результате дискуссии, признано большинством в качестве фальшивки. А по моему мнению тут и дискуссировать не о чем - чего не было, того и не было. Автор доклада, уважаемый метр тульского краеведения, высказывает своё негативное отношение к поделке Олифанта. Но, независимо от его мнения, идёт тиражирование этой гнусности и автор доклада, к прискорбию, приложил к этому руку. Доклад очень интересный, подняты уникальные документы, вспомянуты забытые исторические личности - крапивенские врачи. Но неужели нельзя было это знаменательное историческое исследование снабдить в качестве заставки  фотографией или композицией, достойно отражающими повествование? 

Васильева Юлия

28 июня 2012 года, 12:21

Спасибо за доклад! Что касается девушки, то стрижка у нее явно не того времени, и тем более не крестьянская.

napionova

21 декабря 2012 года, 20:25

Очень интересна история образования в Крапивне. Вам, возможно, знакомы краеведческие издания, выполненные бывшей учительницей Крапивенской школы Прокопец и её коллегами?

Андрей Клочков

21 декабря 2012 года, 21:32
Немного знаком с О.Н.Прокопец, что их кр. сборники не имеют широкого хождения, хорошо бы их разместить в интернете. По этой теме у меня тоже есть кое-что, но пока медицина на первом месте - в 2012 будет 140 лет Сергиевской Князя Гагарина больницы (Плавская ЦРБ), а в 2014 - 140 лет Крапивенской Земской больнице.