Андрей Клочков написал
изменено 31 октября 2013 года, в 21:04
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ АРХИВНОЙ ОПИСИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ 

Статья тульских архивистов из 35 информационного бюллетеня АИК  (прочие тут)

 И.А. Антонова (Тула)
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ АРХИВНОЙ ОПИСИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ 
Перепись населения предоставляет систематическую информацию о профессиях в формализованном виде, удобном для проведения исследований. Полнота учета населения обеспечивает полноту выявления перечня профессий, структуры семьи, а также возможность изучения наследования профессий. Однако когда речь идет о более глубокой исторической ретроспекции, необходимо привлечение других источников. В отличие от европейских приходских регистров в метрических книгах, их российском аналоге, профессиональная принадлежность не нашла систематического отражения, что делает актуальным поиск репрезентативной источниковой базы. В этих условиях важнее выбрать не вид исторического источника, а учреждение, в которое, в силу специфики его деятельности, обращались представители различных слоев населения. Это, прежде всего органы управления, а также консистории. Опись, базовый архивный справочник, обязательно включает персональные данные. Это, прежде всего, ФИО. При хорошем уровне научного описания о персоналии сообщались и другие сведения, в том числе и наименование профессии, причем в исторических терминах. В описи профессия упоминается, пусть в скудном, но контексте, поясняющем обстоятельства трудовой деятельности. Всегда есть возможность расширения контекста при изучении документов дела. В результате просмотра фонда ГАТулО № 3 «Тульская духовная консистория», оп. 18 (9333 заголовков за 1735–1918 гг.) был составлен перечень профессий и должностей церковного ведомства. Их систематизация позволила выявить следующие группы: 1) высшие иерархи церкви – митрополит, архиепископ, архимандрит, епископ, иерей, протоиерей, иеродиакон, обер-прокурор Синода; 2) представители церковного управления – секретарь и казначей консистории, эконом Архиерейского дома, ключарь; 3) канцелярские служащие – протоколист, писец консистории, архивариус, конторщик кладбища; 4) священнослужители – протопоп, священник (в т.ч. ризничий, запрещенный, заштатный), духовник, протопресвитер, иподиакон, протодиакон, благочинный (благочинный – церквей, протопоп, священник, протоиерей), обер-священник (в т.ч. армии и флота), комиссионер/комиссионерша, миссионер; 5) церковные служители – церковник, причетник (причетник церкви), псаломщик (в т.ч. заштатный), пономарь (приуказный, приказной, заштатный), диакон/дьякон (в т.ч. заштатный), дьячок (заштатный, приказной, приуказный), викарий, регент (в т.ч. архиерейского хора), певчий (в т.ч. хора и архиерейского хора), звонарь, просфорница;6) монашество – иеромонах, игумен/игумения, настоятель/настоятельни-ца монастыря, начальница (настоятельница) общины, монах (монастыря, рясофорный), монахиня (в т.ч. рясофорная), старица, белица; 7) профессиональное обучение – ректор семинарии, комиссар семинарского управления, инспектор семинарии, профессор и учитель семинарии, наставник духовного училища, воспитанник (духовного училища, семинарии), выпускник (духовной академии, семинарии, духовного училища), студент (духовной академии, семинарии), ученик (духовной семинарии, духовного училища, причетнического класса). Изучение проблем профессиональной принадлежности по отраслевому принципу позволяет точнее определить место того или иного представителя в процессе труда. При этом возникают вопросы: представители 1-й и 2-й групп (а также иеромонах, игумен, настоятель монастыря и начальница общины, ректор семинарии, комиссар семинарского управления, инспектор семинарии) – профессиональные или административные и управленческие работники? Регент архиерейского хора и певчий являются представителями профессии группы «музыкант» или «священник»? Несколько неопределенное положение у «служителя» (Архиерейского дома, духовного училища, консистории, канцелярский, монастыря, больницы), «служащего» (канцелярский, ж/д, помещицы) и «послушника» (послушник Архиерейского дома или монастыря, в т.ч. рясофорный). Скорее всего, в отношении «послушника» и «служителя», речь идет о слуге, а «служащий», несмотря на созвучность со «служителем», является представителем канцелярских работников. Являются ли «профессионалами» храмостроитель и попечитель церкви, староста (собора, церкви)? Представляется важным, что 7-я группа включает сведения об образовательных учреждениях для профессиональной подготовки. В описи выявлены сведения о представителях других профессий, более всего – о военных, а также об административных и управленческих, канцелярских и приказных работниках, медиках (доктор медицины, врач, содержатель аптеки, провизор, старший фельдшер, лекарь, ветеринарный помощник), производственных работниках (инженер-технолог, мастер цеха, алмазчик, заварщик, отдельщик, контролер, пушкарь, цеховой, кузнец, чертежник, подрядчик, телеграфист, боцман, ученик типографии), животноводства (пастух), представителях сферы обслуживания (владелец гостиницы, станционный смотритель, почтальон, цирюльник, сторож, ямщик, палач). Опыт показал, что имеет смысл принимать во внимание не только носителей профессии, но также их жен и детей (сыновей и дочерей), которые, обращаясь в учреждение, идентифицировали себя как члена семьи того или иного профессионала. Таким образом, описи наиболее информационно насыщенных архивных фондов являются достаточно репрезентативным источником для изучения профессий.

 *  Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а.